Кризис на рынке грузоперевозок: каждый пятый перевозчик покинул отрасль
10.04.2025
За последние полгода российский рынок грузоперевозок столкнулся с серьезным кризисом – с осени 2024 года отрасль покинул каждый пятый игрок. Перевозчики массово возвращают грузовики из-за невозможности обслуживать лизинговые платежи, что создает риск дестабилизации всего рынка и потенциального роста тарифов.
По данным ассоциации «АвтоГрузЭкс», критическая ситуация достигла пика зимой 2024-2025 годов. В первом квартале 2025 года многие грузоотправители сократили количество партнеров-перевозчиков на 20% по сравнению с прошлым годом.
Согласно информации ГК «Альфа-Лизинг», количество изъятых грузовиков увеличилось более чем вдвое по сравнению с началом 2024 года. Ассоциация «Грузавтотранс» сообщает, что около 30% российских перевозчиков полностью прекратили работу из-за долгов и невозможности выплачивать лизинговые платежи.
Основная причина кризиса – падение цен на перевозки значительно ниже уровня себестоимости. Вместо минимально окупаемых 100 рублей за километр в магистральных перевозках ставки упали до 45-50 рублей. В сегменте сыпучих грузов стоимость составляет всего 3 рубля за тонно-километр при себестоимости 5,5 рубля.
При первом же пропуске платежа лизинговые компании изымают технику, которая затем простаивает на специальных площадках. По данным «АвтоГрузЭкс», в настоящее время на стоянках скопилось более 20 тысяч единиц транспорта, преимущественно китайские магистральные тягачи и самосвалы брендов FAW, Shacman, Howo и Sitrak.
В феврале 2025 года ассоциация «АвтоГрузЭкс» обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой о государственной поддержке отрасли. Перевозчики запрашивают отсрочку платежей по взносам во внебюджетные фонды на два года, компенсацию до 30% лизинговых взносов по договорам 2023-2024 годов, льготное кредитование до 500 млн рублей по ставке 13,5%, а также безвозмездные субсидии на оплату труда. Общий объем запрашиваемой финансовой поддержки составляет около 19 млрд рублей.
Стоит отметить, что российский рынок грузовых автомобилей переживает заметный спад после рекордного роста в 2023 году. В начале 2025 года продажи тяжелых грузовиков массой от 16 тонн снизились на 50% (до 4,3 тыс. единиц), а средних (3,5-16 тонн) – на 26% (до 1,2 тыс.).
Несмотря на сложную ситуацию в отрасли, компания «Экспресс Логистик» продолжает стабильно работать, осуществляя сборные доставки из Китая и Европы. Благодаря эффективному управлению ресурсами и надежным партнерским связям, нам удается поддерживать высокое качество услуг и выполнять обязательства перед клиентами в полном объеме. В то время как многие участники рынка испытывают трудности, наша компания демонстрирует устойчивость и готовность к долгосрочному сотрудничеству.